Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Лучшие новости сайта

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы с вами поговорим о том, как привить ребенку любовь к точным наукам, таким, как математика. Как простым и доступным способом в игре научить ребенка считать и мыслить логически.

С какого возраста начинать учить математику с детьми

Начнем мы с самого распространенного вопроса: «С какого возраста начинать учить математику?»

Многие думают, что маленькому ребенку она еще не нужна и откладывают ее на потом.

Лично я убеждена, что математику можно и нужно объяснять ребенку практически с рождения. Это не значит, что вы должны учить таблицу умножения на следующий день после рождения, но рассказывать малышу такие понятия, как мало, много, ноль (пусто), больше, меньше и т.д. важно и нужно.

С чего же начать? С ручек и пальчиков. Все детки изучают свое тело и мамино лицо. Вот вы гладите малыша по ручке, вот он подносит ручку к глазам, трогает носик, «какая маленькая у тебя ручка, а сколько много на ней пальчиков! Вот первый пальчик — самый большой и толстый, а второй — потоньше и подлиннее, а за ним и третий идет, четвертый, пятый. Вон их сколько! На одной рученьке целых пять! Смотри и у мамы есть ручка, а на ней тоже пальчики. Много их?

Малыш растет, начинает ползать, ходить. Вы дружно считаете его шаги (а ведь это шаги и к математическим понятиям тоже  ), считаете ложечки с кашей, которые он съел. И вот вы не заметили, как он уже умеет считать до 10. Может озвучить этого он еще не может, так как очень мал, но уверяю вас, он это помнит!!!

Давайте не будем останавливаться и пойдем дальше. Попробуем донести до ребенка понятия величин с помощью игрушек (так как они его сейчас окружают со всех сторон). Вы можете предложить ребенку покормить игрушки и раздать большому мишке большое яблоко (круг), а маленькому мишке – маленькое. Так как я сейчас делаю акцент именно на детках до года, то всегда есть вероятность, что мама помогает и даже делает большую часть того, что просит, но вы не должны этого пугаться. Когда вы в сотый раз сделаете одно и тоже, а ваш малыш, перешагнув годовой рубеж, а может и раньше сделает тоже самое, вы будете на 7 небе от счастья.

Точно также в игре, вы знакомитесь с понятиями много и мало (а эти понятия уже знакомы ему по играм с пальчиками). Например, вы идете летом гулять и любуетесь на деревья, а на одном столько яблок (много!), вы срываете одно яблоко (у вас мало или много? Мало), но зато какое оно большое 😉

Я не расписываю подробно игры, так как они элементарны, я лишь хочу сделать акцент на том, что не нужно бояться разговаривать с ребенком, говорите, как можно больше. Вы можете сказать одно предложение и рассказать ребенку и о природе и о математике и о логике и бог знает чем еще. И это только звучит страшно: «Математика с рождения», а ведь это так просто. Говорите!

Знакомим ребенка с цифрами  и с понятием количества

Когда ваш ребенок начнет проявлять интерес к цифрам и к математике, вы уже можете привлекать к играм не просто слова и рассказы, а игрушки и пособия.

Все, что вам нужно, чтобы сделать самое простое «пособие» (пишу пособие в кавычках, так как это больше игра) – это бумага и фломастеры. Напишите на большом листе А4 цифры, по одной на каждом листе, и предложите ребенку рядом отразить количество, которое цифра обозначает. Количества можно клеить наклейками. Например, рядом с цифрой 1 одну наклейку, рядом с цифрой 2 – две наклейки и т.д. Можно просто выкладывать игрушки, кубики рядом с цифрами или ставить пальчиками отпечатки (точечки) краской. Главное, ставить однотипные предметы, например, не стоит рядом с цифрой 3 приклеивать наклейки с изображением машинки, собаки и солнышка, так как их нельзя объединить в одну группу. Пусть это будут 3 бабочки, 3 мячика, 3 кубика и т.д. Иначе потом ребенок будет думать, что вычитая из слонов деревья, можно получить бананы.

Вы можете приготовить для вашего ребенка искалку. Например, вы отмечаете на карточке предметы, которые есть в вашей квартире: игрушки, мебель, одежду и т.д. А ребенок отправляется гулять с ней по квартире и считать, сколько есть табуреток, сколько плюшевых медведей, сколько фломастеров и т.д. Нашел предмет, поставили точечку рядом с ним, еще один  — еще точечку, а когда поиски закончатся, пересчитываете точечки и прикрепляете на их место цифру (сколько всего точек насчитали).

Чтобы лучше запомнить цифры, распечатайте картинки (можно вместе со стихами). Например, на одной картинке изображен лебедь, а на другой цифра 2. Вы показываете их ребенку, читаете ему стихотворение.

Выгнуть так, как двойка, шею

Я, пожалуй, не сумею.

Может, сможешь ты? Едва!

Смогут лебедь с цифрой 2.

 Когда такие ассоциации ребенок запомнит, приготовьте для него карточки с заданиями, на которых в один столбец будут написаны цифры, а на другой ассоциативные образы. Попросите малыша соединить одно с другим.

Вариаций на тему может быть много, так как моментально ребенок вряд ли запомнит связь цифра – количество. Вы можете показать одно и тоже 100 и более раз и только потом, ребенок начнет демонстрировать вам свои знания. Поэтому во время ежедневных игр можно придумывать массу быстро создаваемых «пособий» для закрепления этой темы. Например, ребенок любит поезд. Отлично, постройте поезд из конструктора или коробок, на каждом вагоне поставьте цифру (номер вагона) и сажайте в вагон столько пассажиров, сколько на нем указано. Играете в театр. Прекрасно, поставьте стулья-кубики для кукол. На каждом напишите номер и предложите рассадить зрителей, согласно их билетам. На каждом билете стоит определенное количество (точками или другими символами). Думаю, что принцип понятен, а что с чем соотносить вы уже сможете быстро решить по ходу игры.

 Можно изготовить еще одно универсальное пособие, которое будет постоянно дополняться и применяться в ваших играх. Для этого вам потребуются большие ватманы акварельной бумаги или картона форматом не меньше А3. На каждом таком ватмане нарисуйте большие цифры от 1-9 и вырежьте их.

А по мере изучения цифр внутри каждую из них вы можете заполнять образами, как на примере на фото ниже ()

IMG_4345[8]

 Учим ребенка решать примеры

Тут все намного сложнее, так как зависит от конкретного ребенка. Если дать понять, как соотносятся количество и их графические символы – цифры легко и просто, то вот научить ребенка считать намного сложнее и стоит, в первую очередь, ориентироваться на вашего ребенка. Кто-то моментально понимает, как складываются цифры и может проводить данные операции в уме, кто-то долго пересчитывает все на пальцах или счетных палочках, поэтому я расскажу о некоторых пособиях, которые могут вам помочь. А вам придется решить, какие из них наиболее подходят в вашем конкретном случае или, как основываясь на том, что я расскажу можно придумать что-то свое, индивидуальное для вашего малыша.

Начнем с самого яркого, на мой взгляд, пособия. Идея сделать такое пособие принадлежит не мне. Я нашла его на сайте и решила немного дополнить в зависимости от Дашиных интересов.

Вместо одного игрового поля для сложения у нас появилось и второе – для вычитания.

Итак, как же играть в сложение и вычитание?

Помещаем перед ребёнком игровое поле (в зависимости от того типа примеров, которые вы собираетесь решать), выбираем карточку с примером и кладём её в специальное окошко слева.

Теперь отсчитываем нужное количество элементов (бусины, камешки, пуговицы, фасолинки, копеечки и т.д.) согласно слагаемым примера и помещаем их в окошки справа, если это примеры на сложение.

Например, у нас есть пример “сколько будет 2+3″. В жёлтое окошко мы кладём 2 камешка, в зелёное – 3 и спрашиваем у ребёнка, сколько это будет.

Если он может решить пример устно – отлично! Выполняем проверку и переходим к решению более сложных примеров.

-складывать-и-вычитать-e1366118252345

Если малыш только учится считать, то берём лопаточку (предварительно её изображение наклеиваем на плотный картон) и, произнося: “Складываем!” – перемещаем все элементы в нижнее окошко. Здесь их считаем, а потом находим соответствующую цифру и выкладываем ответ.

-ка-Учимся-вычитать-e1366118334382

Если мы учимся вычитать, то принцип похож. Пусть нам надо решить пример “сколько будет 8-3″. В жёлтое окошко кладём 8 камешков, потом с помощью лопатки “отнимаем” – перемещаем 3 элемента в корзину. Оставшиеся кладём в голубое окошко, пересчитываем и ставим ответ цифрой в примере слева.

Еще одним очень наглядным пособием может стать любой конструктор, который есть у вас дома. Напишите на карточке пример или озвучьте пример ребенку и попросите посчитать его с помощью конструктора. Ребенок, складывая детали конструктора между собой решает пример. На фото ниже очень ясно видно, как работает данное пособие.

Если ваш ребенок уже хорошо ориентируется в цифрах и ему не обязательно складывать реальные предметы для того, чтобы производить сложение или вычитание, то можно сделать очень необычное пособие из капсулы от большого киндер-сюрприза.

На одной половинке капсулы вы пишите фломастером пример, а на другой ответ. Половинки могут крутиться и вращая их, вы можете подобрать правильный ответ к решаемому примеру.

DSC_0138

Во время тематических игр и занятий вы можете использовать различные образы для решения примеров. Например, вы готовите кушать для игрушек вместе с малышом. Напишите рецепты на листах бумаги и предложите ребенку приготовить суп. Например: 3 картофелины, 2 моркови и 1 капуста =6 овощей. А теперь приготовьте чай. На каждую кружку прикрепите пример, а потом предложите ребенку положить в каждую кружку столько кусочков сахара, сколько получается при решении примера.

 Используя данный принцип можно под каждую тематическую игру придумывать пособия, помогающие вам освоить счет.

Но не всегда можно придумывать пособия, отталкиваясь от тематических игр. Существуют пособия, которые можно сделать один раз и применять их уже в различных играх.

Например, к таким пособия можно отнести математические домик, одно из Дашиных любимых пособий.

Как его сделать?

Вырезать из разноцветной (можно однотонной) бумаги 10 квадратов (у меня получились квадраты 1212 см) и 10 треугольников.

Разрезать каждый квадрат ещё на 4 маленьких квадратика.

Разрезать крышу домика на 2 части (главное, чтобы по размеру и форме все 10 треугольников были разрезаны одинаково).

На разрезанных деталях дома написать число, его название, показать количественное значение и составить примеры, в результате которых получается именно это число (что и где писать см. на фото).

На создание таких домиков у меня ушёл час времени.

01

 Универсальное развивающее пособие готово!

Почему универсальное? Потому что, во-первых, благодаря такому домику ребёнок научится распознавать цифры. Будет соотносить цифру с количеством, которое она обозначает, научится выполнять элементарные примеры и запомнит, как она пишется.

Во-вторых, собирая дом, вы выучите минимум три геометрические фигуры: квадрат, треугольник, трапеция, в-третьих, если квадраты будут разноцветными, вы сможете смело повторять цвета.

Думаю, что принцип игры вы уже поняли. Раскладываем все составные части по кучкам (мы раскладывали по мисочкам) и предлагаем ребёнку построить математический домик для каждой цифры. Играть можно постепенно, каждый день по одному домику, можно раскладывать все сразу, но это занимает очень много времени и терпения ребёнка. Так как Даша у меня очень любит математику и решение примеров, мы делаем это за один раз, но сразу скажу, это занимает около 1 – 1,2 часа.

Для прочности такие карточки можно заламинировать или просто оклеить прозрачным скотчем.

Математика с палочками и кубиками

Существует большое количество различных пособий для развития математических способностей: , блоки Дьенеша, , дроби Никитина.

Все эти пособия можно купить или сделать своими руками из картона и цветной бумаги. Но сейчас речь не о них, а о тех пособиях, которые можно сделать своими руками для того, чтобы разнообразить ваши игры.

Что можно придумать?

Для того, чтобы ваши игры стали разнообразнее, можно создать карточки с рисунками из палочек, блоков или частей квадратов  и предлагать ребенку собирать их по образцу.

Можно создать два набора карточек. На первой части напишите название того, что ребенок должен собрать, например, дом, ракета, какое-нибудь животное или объект. На других карточках нарисуйте набор элементов (палочек, блоков и т.д.), которые ребенок должен взять, чтобы собрать обозначенный объект.

Логические игры и пособия, как часть математики

Мы с вами уже рассмотрели множество математических пособий, которые можно создать для ребенка своими руками.

Все эти пособия решали конкретные математические задачи, поэтому в последней части нашей беседы я расскажу об универсальных пособиях, которые направлены на развитие не только математики, но и логики.

Я предпочитаю всегда отталкиваться от сюжета в создании таких универсальных пособий. Чтобы не рассуждать в общем, покажу на конкретном примере. Лучше, если основой сюжет станет история, в которую органично вписываются разные  математические задания. Например, возьмем книгу «». Данная книга рассказывает ребенку о самых простейших математических понятиях. И чтобы играть было веселей, оживим ее. Чтобы это больше походило на математическое пособие, возьмем за основу альбом, который и будем преображать.

Для начала рисуем главных героев книги, ведь дети очень любят оживлять образы. На каждой странице альбома я рисовала иллюстрации к очередной главе книги. Иллюстрации самые простые, главное, чтобы с помощью них можно было играть с нарисованными героями. Опишу несколько, чтобы было понятнее.

В первой главе нам рассказывают, кто такой Томатик, где он живет и как он искал себе друга. Сначала рассказывается, как он хотел подружиться с желудями, потом с камушками. На рисунке есть и то и другое. Помимо основной темы мы можем посчитать камушки и желуди, сложить желуди на земле и на дереве, отработать понятие больше меньше и т.д.

В следующей главе Томатик знакомиться с Кубариком и они занимаются рисованием. Рисуют они грибочки разного цвета, размера и количество грибов у каждого тоже разное.  У нас в альбоме есть заготовки их рисунков, но их можно рисовать самим по ходу игры. Есть на страничке и кармашек, куда рисунки убираются. Все действия обыгрываются прямо тут и сейчас. Мы опять сравниваем количества, меняемся, складываем, делим и т.д. Заодно повторяем цвета и формы.

По мере развития сюжета меняются задания, усложняются, дополняются. Преимущество такого пособия – интерактивность. У вас есть сюжет, который вы всегда можете усложнить или дополнить новыми игровыми задачками, которые не просто проговорите вслух, но и сможете обыграть.

 Такое универсальное игровое пособие вы можете создать по любому сюжету (и не только с математическим уклоном).

 А как объяснить ребенку более сложные вещи, например, дроби? При создании таких пособий хорошо бы воспользоваться очень наглядными  предметами, например, разрезанное яблоко или апельсин. А давайте подумаем, что мы можем использовать?

Хорошо для такой цели подойдут обычные . Разрезаем каждую тарелку на 2, 3, 4 и т.д. частей. Одну тарелку оставляем нетронутой – это целое число. И путем наложения частей целого вы можете с ребенком решать примеры и сравнивать дроби.

Но сравнивать можно не только дроби, но и числа. А чтобы это делать было веселей можно также создать для ребенка.

Как делать?

  • Вырезаем из плотного картона и цветного картона основу для пособия прямоугольной формы.
  • Из прозрачного пластика вырезаем 2 окошка.
  • Степлером прикрепляем окошки на цветной картон (2).
  • Из белого картона вырезаем полоски, прикладываем их к цветному картону и по центру проделываем отверстие шилом (3).
  • Вставляем в отверстие брадс (4) и закрепляем его (5).
  • Приклеиваем цветной картон на плотный картон (6).
  • Из обычной белой бумаги вырезаем небольшие карточки, чтобы помещались в наши прозрачные окошки, и пишем на них цифры.

Слайд1

Как играть?

Вставляем в окошки карточки с цифрами и предлагаем ребёнку определить, какое число больше, а какое меньше. Так как наши полосочки, прикрепленные на “брадс”, хорошо крутятся, составляем из них знак “>”, “<” или “=”.

Слайд2

Больше или меньше

Можно сначала выставить знак, а потом подбирать для кармашков цифры, чтобы знак стоял правильно.

Вместо цифр также можно использовать карточки с количествами предметов, если ребёнок ещё плохо ориентируется в цифрах.

Буду рада вашим комментариям и вопросам!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария.

Вам будет интересно:

Учим математику по сказкам Пушкина

Вперед в Новый год. Иностранные гости

6 шагов обучения чтению: от младенца до подростка


Источник: http://www.schoolearlystudy.ru/vozrast/2-4-goda/matematicheskie-posobiya-dlya-detey-svoimi-rukami

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками

Математический чемоданчик своими руками