Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Образ князя Владимира Святославовича (978—1015) присутствует во многих былинах. Основную часть русских былин, прежде всего былин киевского цикла, ученые связывают с Киевской Русью и временем этого князя. циклизуются вокруг Киева и князя Владимира. «Эпоха Владимира была временем, когда расцвет феодального государства, его организующая сила ясно ощущались всеми, а внутренние противоречия еще не проявились, не обострились в достаточной степени. Поэтому естественна идеализация Владимира и его княжения как у придворных летописцев, так и у церковных писателей, и в народном былинном эпосе» [32, 60—61]. При Владимире построены оборонительные рубежи — заставы; перестали нанимать варяжские отряды, а начали привлекать в дружину простых людей. Демократизация сказалась и в общественном устройстве: пиры Владимира были своеобразными совещаниями, на осенние праздники урожая князь созывал «множество народа». Реформа управления княжествами и крещение Руси имели свое значение. Все это было основой положительной оценки деятельности князя Владимира и обусловило его идеализацию. Летописи называют его «Великим», а былины «Красным солнышком». Былинный образ Владимира прошел сложную историю. На него наслоились черты другого известного киевского князя Владимира Мономаха, а затем и ряда других князей, как Владимир Волынский (былина о Михаиле Козарине). Однако в дальнейшем своем развитии образ Владимира приобретает иные черты: сначала он, как говорит Н. А. Добролюбов, противопоставлялся современным князьям как укор им в неумении вести борьбу против иноземных захватчиков, а затем на него стали наслаиваться черты последующих князей. Обострение социальных противоречий привело к тому, что в образе Владимира все более стали развиваться отрицательные черты: сначала он стал изображаться иронически, как в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а затем и еще более критически, как в былине «Ссора Ильи Муромца с Владимиром». Он стал представляться как самодур, который может наказать богатыря без его вины, как деспот, который может отнять жену у своего ловчего («Данила Ловчанин»), нарушить обычай и сватать жену Добрыни за Алешу. Особенно стали осуждаться его бессилие и трусость, черты, которые были приписаны ему позже. Он стал изображаться как данник Батыю, как князь, который готов отдать Киев Калину-царю. В. Г. Белинский отметил, что Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределенен, он более , чем человек. Но этот отзыв Белинского может быть отнесен к поздним вариантам былин; в ранних он изображается в свете идеализации. Новгородский цикл былин. Новгородский цикл былин представляет собой продолжение общерусских эпических традиций, но в силу своеобразия общественно-экономических и политических условий жизни Новгорода эти былины отличаются особого рода тематикой, сюжетами и типами героев. К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте, и о Василии Буслаеве. Некоторые ученые причисляют к этому циклу и былину о Микуле, а также о Ставре, Хотене Блдовиче и др. Для новгородского цикла былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, большого торгового центра, который вел торговлю со многими странами. Новгород представлял собой политически независимую область. Владения его простирались до Северного Ледовитого океана и Урала. С XII в. в нем установились вечевые формы политической жизни, ограничившие власть князей. Вече было законодательным органом, выборные посадники и тысяцкие осуществляли власть. Большое влияние на политическую жизнь оказывала церковь. Но к XV в. посадники и тысяцкие стали выбираться из узкого круга бояр, а затем боярский совет ограничил роль веча. Противоречия в социальных верхах, зависимость от южных земель, откуда в Новгород шел хлеб, борьба со Швецией и Литвой, а затем с Москвой, ослабили Новгород, в 1478 г. он был присоединен к Москве. Былины новгородского цикла ярко отразили многие особенности новгородского общественного и частного быта. В них обрисованы две части города и соединяющий их мост через реку Волхов, торговые ряды, быт купечества, пиры-братчины, похвальба богатством, поездки в другие страны, кулачные бои на мосту, влияние церкви и крепкие семейные порядки (власть родителей), большая роль женщин, особенно в богатых семьях. Новгород во многом соперничал с Киевом. Новгородцы гордились своим городом, и это сказалось в былинах: в них нередко он прославляется. В былинах о Микуле и о Ставре киевские князья посрамлены новгородцами. Садко, решивший соперничать с Новгородом, терпит поражение. Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов. Это объясняется тем, что Новгород значительно меньше, чем Южные земли, подвергался набегам степных кочевников и меньше вел с ними борьбу. Сосредоточенность интересов на торговой деятельности и внутренних конфликтах, а не на борьбе с внешними врагами определила характер сюжетов этого цикла былин. Удаленность от территорий, подвергавшихся набегам, широкие торговые связи с другими странами, значительное развитие ремесел сделали Новгород не только своеобразной торговой республикой, но и соперником Киева, а затем и Москвы. Былины о Садко. В основу этой былины положены три сюжета: 1) Садко получает богатство; 2) Садко состязается с Новгородом; 3) Садко у морского царя. Эти три сюжета существуют по отдельности и в соединениях. Первый сюжет имеет две различные версии. В сборнике Кирши Данилова былина «Садко богатый гость» содержит своеобразный рассказ о Садко, который был «волжским суром» (сур — молодец), двенадцать лет гулял по Волге. Задумав отправиться в Новгород, он благодарит Волгу, опуская в нее хлеб с солью. Волга дала ему наказ поклониться от нее брату «славному озеру Ильменю». Передал он поклон, а Ильмень наградил его великим богатством, посоветовав ловить рыбу. Наловил Садко с рыбаками красной, белой и мелкой рыбы, которая потом превратилась в золотые, серебряные и мелкие монеты. За этими событиями следует состязание Садко с Новгородом. Ловля рыбы в Ильмене изображена правдиво, передан обычай артельной работы. Реалистические детали соединяются с фантастическими событиями. Но более популярна другая версия получения героем богатства. В ней Садко —бедный гусляр, которого новгородские купцы перестали звать на пиры. Обиженный, уходит он на берег Ильменя. Игрой на гуслях он усмиряет водную стихию, и сам водяной царь выходит к нему из озера и награждает его богатством за чудесную игру. В этом выражено народное мнение о ценности искусства. Но рассказ социально утопичен: бедняк чудесным образом становится богатым. Эта часть былины, вероятно, существовала самостоятельно. Второй сюжет — состязание Садко с Новгородом —самый популярный. В нем замечательно дана картина торгового города, лавочных рядов, купеческого быта. Получив богатство от морского царя, Садко загордился. Да и царь советовал ему, если хочет еще более разбогатеть, биться об заклад с купцами. Заклады он выиграл и стал еще богаче. Гордости его не стало меры: задумал он помериться богатством с самим Новгородом. Но тут потерпел поражение. Скупал он товары, а они все шли и шли в купеческие лавки. Выкупил он товары новгородские, а пришли еще товары московские. Ай как тут Садко теперь да пораздумался: «Ай как я повыкуплю еще товары все московские,— Ай на тую на славу великую новгородскую Ай подоспеют ведь как товары заморские; Ай как ведь топерь уж как мне, Садку, Ай не выкупить как товаров ведь Со всего да со бела света». [8, № 70] Редкий вариант былины в сборнике Кирши Данилова заканчивается победой Садко. Выкупил товары во Нове городе, Не оставил товару ни на денежку, Ни на малу разну полушечку. [9, 185] А когда Садко пошел по торговым рядам в четвертый день, Не нашел он товаров во Нове городе Ни на денежку, Ни на малу разну полушечку. [9, 189] Вместо товаров в лавках были «черепаны-гнилые горшки». Усмехнулся Садко, зло посмеялся: «Пригодятся ребятам черепками играть, Поминать Садка, гостя богатого...» [9, 189] 6-1556 Третий сюжет — рассказ о том,- как Садко попал в подводное царство, как полюбилась морскому царю игра на гуслях и царь задумал оставить его у себя, для чего захотел женить его на девушке Чернаве. Но обманул Садко царя и при помощи святого Николы Можайского спасся и оказался «во своем во городе». Построил в честь святого церковь и перестал ездить по синему •морю. Былины о Садко (или былина, если считать три события частями одного произведения) отличаются высоким художественным совершенством. Оно состоит в законченности каждой из трех частей, в драматической напряженности действия, в яркости основных персонажей (Садко, морской царь), в романтической окраске эпизодов (Садко на берегу Ильменя и Волхова, Садко в подводном царстве), в выдержанности эпической поэтики (зачины, концовки, стиль, роль эпитетов, троекратные повторения эпизодов: Садко три раза ходит на берег Ильменя или Волхова, три раза забрасывает невод, три раза выкупает товары, три раза бросают бочки в море, три раза мечут жребий и т. д.). В. Я. Пропп в книге «Русский героический эпос» относит былины о Садко к самым архаическим былинам и причисляет к группе былин о сватовстве, которую начинает рассматривать именно с былин о Садко. Он полагает, что сюжет «Садко у морского царя» — основной. Но В. Г. Белинский считал, что эти былины рождены условиями новгородской жизни и их основной конфликт—конфликт Садко и Новгорода—конфликт социальный. Следует отвергнуть и сопоставления Садко с финским эпическим певцом Вейнемейненом, а морского царя с финским морским божеством Ахто. Садко — новгородский тип, а морской царь — сказочный образ, который есть в русских сказках. Р. С. Липец и В. Я. Пропп трактуют его как образ хозяина морской стихии, который и награждает Садко рыбой (позже она превращается в деньги). Сказочность свойственна первой и третьей былинам о Садко. Но основной герой былин —не сказочный персонаж. Он —персонаж большого значения. В его приключениях раскрывается важная мысль о том, что разбогатеть можно лишь чудом; в его истории — споре с Новгородом — социальный конфликт: столкновение бедного гусляра, случайно ставшего богатым купцом, с купеческим городом. Особое значение имеет эпизод непризнания гусляра купцами, которые не стали пускать его к себе в дом.


Источник: http://rusprogram.ru/f-36

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано

Как вы полагаете почему с именем князя владимира святославича связано